107140, Москва, ул. Верхняя Красносельская, д.3, стр.5
Тел.: +7 (499) 929-83-71
Факс: +7 (499) 929-00-25
Главная » Пресс-центр » Публикации

Как создается единое пространство

22 апреля 2008 г.
Большой бизнес, апрель (4) 2008
Проекты по созданию IT-инфраструктуры и информационных систем управления бизнес-процессами в крупных корпорациях крайне редко начинаются с нуля. За годы существования компании, как правило, накапливают большое количество различных информационных продуктов. И все это IT-хозяйство функционирует в определенном ландшафте, в который по мере изменений бизнес-процессов вписываются дополнительные системы.

Когда же заходит речь о внедрении новых сервисов (клиентских и внутрикорпоративных) в рамках существующей корпорации, то главной проблемой для разработчиков становится необходимость изобретать интеграционные решения, позволяющие реализовать новые возможности, используя старые системы. Крупные корпорации не могут и не хотят полностью отказываться от имеющихся у них технологий, несмотря на то, что прежние системы уже не могут эффективно справляться с новыми задачами. Во-первых, в приобретение и поддержку существующей IT-инфраструктуры вложены очень крупные средства, во-вторых, они связаны с текущими технологическими процессами, которые невозможно прервать даже на короткое время без серьезного ущерба для бизнеса.

Поэтому, когда наш крупнейший заказчик ОАО «РЖД» решил полностью заменить систему управления сбытом услуг и дал нам карт-бланш на разработку новой, это был, действительно, уникальный случай. Мы создали и внедрили систему ЭТРАН («Электронная транспортная накладная»), которая полностью охватывает документооборот в сфере грузовых перевозок на всей сети железных дорог. Она работает уже шестой год, и, по объективным оценкам, с ее внедрением эффективность процессов, связанных со сбытом услуг «РЖД» за это время существенно выросла.

При таком подходе со стороны заказчика проблемы интеграционных решений отошли на второй план. Но и в этом случае они присутствовали, потому что систему, управляющую сбытом, нужно было связать с системами, отвечающими за другие бизнес-процессы. По экспертным оценкам наших специалистов, разработки интеграционных решений и поддержание их в адекватном состоянии требуют до 70% ресурсов проекта.

Заказчики постепенно осознают затратность интеграционных решений типа «точка-точка». Поэтому сейчас стали востребованы проекты, которые предусматривают создание внутри каждой IT-системы предприятия специального блока, ответственного за передачу информационных ресурсов от одной системы к другой в некоей стандартизованной форме, или же формирование единой информационной шины данных, магистрали. К примеру, когда первичные документы, созданные сбытовой системой, можно напрямую использовать в аналитической или бухгалтерской системах без интеграции по модели «точка-точка». Существуют описание объектов, методы доступа к ним, и этого вполне достаточно.

Но зачастую интеграционные проекты призваны заштопать дыры, образовавшиеся из-за ошибок в проектировании IT-системы. И именно в крупных корпорациях такие ошибки наиболее дорогостоящие – и из-за прямых затрат на реализацию неверных решений, и из-за косвенных, связанных с увеличением трудозатрат или даже с упущенной выгодой. Зачастую из-за отсутствия продуманной, единой IT-стратегии на предприятии автоматизация захватывает только отдельные «куски» общего бизнес-процесса. Например, руководитель подразделения, занимающегося оформлением договоров с клиентами добился внедрения у себя автоматизированной системы. И его совершенно не волнует, что она никак не согласуется ни расчетом стоимости услуг по этим договорам, ни с оформлением счетов-фактур и т.д. Наверное, когда расчетная часть и бухгалтерия дойдут до «точки кипения», придется искать решение, позволяющие совместить их системы с «договорной». Но если бы изначально на более высоком уровне существовало проектное решение, предусматривающее создание системы, объединяющей «завязанные» один на другой процессы, можно было бы избежать и конфликтов, и, тем более, лишних и совершенно бессмысленных затрат.