107140, Москва, ул. Верхняя Красносельская, д.3, стр.5
Тел.: +7 (499) 929-83-71
Факс: +7 (499) 929-00-25
Главная » Пресс-центр » Публикации

Реформирование железнодорожных перевозок пассажиров.

18 августа 2008 г.
Одной из важнейших задач Структурной реформы железнодорожного транспорта является развитие конкурентного сектора в сфере пассажирских перевозок, в том числе создание пассажирских компаний, владеющих собственным подвижным составом. В цикле статей мы расскажем вам об особенностях рынка пассажирских перевозок и о бизнес-процессах ФПД.

До последнего времени в России фактически отсутствовал рынок железнодорожных пассажирских перевозок. Отрасль была монопольной с большой долей государственного регулирования. Создание в результате структурной реформы условий для недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта компаний-перевозчиков обеспечит развитие конкуренции в сфере железнодорожных пассажирских перевозок. В условиях конкурентной борьбы главенствующая роль в работе перевозочных компаний отводится задачам маркетинговой, тарифной и сбытовой политики, направленной на удовлетворение платежеспособного спроса населения на перевозки, увеличение доходов, снижение эксплуатационных расходов.


Лидер рынка

Несмотря на возникновение новых перевозочных компаний на железнодорожном транспорте, перевозчиком №1 была и в обозримом будущем останется Федеральная пассажирская дирекция (ФПД) — филиал ОАО «РЖД», образованный выделением структурных подразделений, персонала и имущества из пассажирского комплекса ОАО «РЖД». В ближайшие годы предполагается создание на базе ФПД дочернего общества ОАО «РЖД» — Федеральной пассажирской компании (ФПК). 
Федеральная пассажирская дирекция начала самостоятельную хозяйственную деятельность с 1 июля 2006 года. Структурное и имущественное обособление ФПД предназначено для перехода на функциональный принцип управления пассажирскими перевозками дальнего следования. Главными целями были определены: формирование рыночных механизмов работы пассажирского комплекса, удовлетворение растущего спроса на железнодорожные перевозки и повышение качества предоставляемых услуг. 
В штате ФПД находится 112 тыс. человек, основную часть которых составляют проводники и билетные кассиры. ФПД принадлежит вагонный парк, состоящий из пассажирских вагонов, багажных вагонов и вагонов-ресторанов. 
В состав ФПД входят разнородные предприятия: вагонные участки, резервы проводников, вагонные депо, железнодорожные агентства, билетные кассы, прачечные и т.д. 
Управление ФПД основано на трехуровневой схеме, в которой выделяются сетевой, региональный и линейный уровни. 
Основными видами деятельности ФПД являются перевозка пассажиров, оказание дополнительных услуг пассажирам в поездах, перевозка багажа и грузобагажа. Важнейшим из них является перевозка пассажиров, которая служит базой для остальных видов деятельности и приносит большую часть доходов.


Характеристика рынка пассажирских перевозок

Рынок пассажирских перевозок дальнего следования является частично регулируемым. Государство регулирует тарифы на перевозки в общих и плацкартных вагонах, тарифы на багажные перевозки, предоставляет льготы отдельным категориям граждан. Существенной особенностью рынка пассажирских перевозок, влияющей на организацию бизнес-процессов, является высокая сезонная неравномерность. Конкуренцию ФПД оказывают другие виды транспорта (авиационный и автомобильный), которые перевозят в совокупности менее половины пассажиров в дальнем следовании. Конкуренция ФПД с частными железнодорожными перевозчиками в настоящее время незначительна. Это связано с тем, что в железнодорожных перевозках пассажиров очень мала доля частных перевозчиков, а перевозках грузобагажа, наоборот, очень мала доля ФПД.  Предоставляя пассажирам услуги по перевозке, ФПД потребляет услуги железнодорожной инфраструктуры, принадлежащей  ОАО «РЖД». Ограниченность инфраструктурных ресурсов приводит к конкуренции с перевозкой грузов и пригородных пассажиров. Особенно существенно эта конкуренция проявляется на однопутных участках (например, подготовка к Сочинской Олимпиаде вызовет увеличение грузопотоков на напряженном участке летних пассажирских перевозок) и в крупных городах (суточная неравномерность пригородных перевозок ограничивает возможности составления удобных ниток графика для поездов дальнего следования).


Характеристика бизнес-процессов

Важнейшими особенностями железнодорожных пассажирских перевозок дальнего следования, влияющими на организацию бизнес-процессов, являются:

  • курсирование пассажирских поездов по твердому графику,
  • предварительная продажа билетов с указанием мест,
  • сменяемость пассажиров по ходу поезда,
  • наличие различных типов поездов и вагонов с различным уровнем сервиса.

Продукцией перевозчиков принято считать услуги по перевозке. Однако для пассажирских перевозок это понятие нуждается в уточнении.
По сути, на рынке транспортных услуг потребителям предлагаются возможности поездок в определенное время в будущем по определенным направлениям в определенных типах поездов и вагонов. Реально осуществленные перевозки, которыми определяется доход пассажирского перевозчика, являются лишь востребованной частью продукции. Расходы же зависят как от востребованной, так и от невостребованной части. Постановка пассажирского поезда в график и выставление мест в его вагонах на продажу порождают эксплуатационные расходы на движение, формирование и техническое обслуживание вне зависимости от того, будут ли куплены билеты. Доля эксплуатационных расходов, непосредственно связанных с реально перевезенными пассажирами, незначительна. Фактически, доходы пассажирских перевозчиков определяются спросом, а расходы — предложением.
По этой причине важнейшей составляющей работы ФПД является организация движения пассажирских поездов, обеспечивающая  производство продукции в ассортименте и количествах, максимально соответствующих спросу. Для этого на предстоящий год разрабатываются сообщения, маршруты и периодичность курсирования поездов. Большое значение имеет разработка удобных для пассажиров расписаний движения. Планируются также длины и схемы составов, определяющие количество вагонов разных типов (СВ, купейные, плацкартные и т.п.). Определяются границы их возможной корректировки в связи с сезонной неравномерностью пассажиропотоков. Все это составляет план формирования пассажирских поездов дальнего следования. Кроме того, план формирования включает организацию курсирования прицепных групп вагонов, которые следуют с поездом лишь часть маршрута и применяются для максимального использования вместимости вагонов при удовлетворении спроса на перевозки. В плане формирования описывается такжеорганизация курсирования беспересадочных групп вагонов, вводимых для максимального обеспечения возможности беспересадочных поездок, и организация курсирования сезонных и многогруппных поездов, вводимых в связи с сезонной неравномерностью пассажиропотоков. В отличие от количественных планов, задающих ориентировочные значения итоговых показателей работы, план формирования служит основой технологического процесса организации пассажирских перевозок.
К задачам организации пассажирского движения относится также управление вагонным парком, обеспечивающее формирование составов пассажирских поездов. Для управления вагонным парком составляются графики оборота пассажирских поездов, принимаются решения о передислокации вагонов в периоды пиков пассажиропотоков.


Отличия перевозки пассажиров от перевозки грузов

Различие в способах организации движения приводит к принципиальным различиям бизнес-процессов ФПД и грузовых перевозчиков. 
Грузовые поезда отправляются лишь после полного накопления их составов. Моменты накопления заранее не известны. Поэтому в график включается множество допустимых вариантов движения грузовых поездов (эти варианты называются «нитками»), и  грузовой поезд отправляется по ближайшей свободной нитке после  накопления состава. Размеры движения грузовых поездов не задаются заранее, и не определяются планом формирования. План формирования грузовых поездов указывает лишь в каких поездах должен перемещаться вагон между сортировочными станциями на пути от произвольной начальной станции до произвольной конечной станции. 
Такой подход к организации перевозок значительно гибче подхода, принятого в пассажирских перевозках. Однако, в момент оформления документов на перевозку ни время и дата отправления, ни время в пути  неизвестны, а для пассажиров дальнего следования это было бы крайне неудобно. 
В связи с таким подходом к организации перевозок, грузовые перевозчики не участвуют в составлении плана формирования, а организацией движения занимаются лишь для управления парком вагонов (перевозки порожняка). Поэтому технологический цикл для грузового перевозчика естественно начинается с оформления проездных документов (сбыта). 

В пассажирских перевозках дальнего следования билеты продаются с указанием конкретных дат, поездов и вагонов. Для этого необходимо предварительно поставить поезда в график, указав их расписание и состав. Поэтому этапу сбыта предшествует важнейший этап организации движения. Для согласования предложения и платежеспособного спроса организация движения должна увязываться с тарифной политикой, основываться на маркетинговых исследованиях.


Требования к управлению перевозками

Особенности организации пассажирских перевозок дальнего следования предъявляют повышенные требования к задачам маркетинга и тарифной политики, организации движения, сбытовой политики, а также к комплексному, централизованному подходу к их решению, обеспечивающему максимизацию спроса при наименьших расходах. 
Например, в ходе решения маркетинговых задач необходимо прогнозировать спрос на пассажирские перевозки, закладывать его в основу плана формирования, а затем уточнять в процессе сбыта. Для этого сбытовая политика должна включать систему управления нормами (квотами) предварительной продажи. Это позволяет на основании мониторинга хода предварительной продажи оперативно уточнять прогнозы спроса и последовательно увеличивать количество мест, выставленных на продажу, соответственно наращивая количество вагонов в рамках установленных ограничений на длину и схему состава. 
Аналогичные нормы попутной продажи позволяют на основании статистических данных предварительно продавать билеты на крупных промежуточных станциях, не дожидаясь информации о покупке билетов пассажирами, следующими до этих станций (предварительная продажа, облегчая пассажирам планирование поездок, существенно влияет на спрос). 
Таким образом, управления нормами предварительной и попутной продажи обеспечивает максимальное использование вместимости вагонов разных типов на всем маршруте следования. Кроме того, наличие протяженных общих участков маршрутов у поездов разного формирования требует сопоставления спроса с предложением на сетевом уровне. 

В следующих статьях цикла мы подробнее расскажем о рынке железнодорожных пассажирских перевозок и о бизнес-процессах Федеральной пассажирской дирекции.