107140, Москва, ул. Верхняя Красносельская, д.3, стр.5
Тел.: +7 (499) 929-83-71
Факс: +7 (499) 929-00-25
Главная » Пресс-центр » Публикации

Быстрее, точнее, эффективнее

2 июня 2009 г.
Журнал «РЖД-Партнер», №10-2009
Кризис — основная тема последнего полугодия. В транспортной отрасли он выразился не только в резком падении объёма перевозок, но и в снижении цен на них. Как стать эффективным в сложившейся ситуации и выдержать натиск конкурентов? Существуют ли пути повышения производительности труда в компании-собственнике вагонов и сокращения производственных расходов? Рассказывает руководитель департамента корпоративных проектов ЗАО «ИнтэлЛекс» Владимир Титов.

Три плюса одного решения

В процессе общения с компаниями-собственниками вагонов и при разработке информационных систем для ОАО «РЖД» и ОАО «ПГК» специалисты «ИнтэлЛекса» стали отчётливо понимать острую потребность рынка в типовом, комплексном и эффективном решении. Именно такое решение способно помочь собственнику вагонов наладить полностью интегрированные, согласованные бизнес-процессы, которые можно было бы гибко адаптировать к новым условиям, а также обеспечить прозрачность в рамках всей компании.

Почему типовом? Прежде всего, потому, что при таком подходе можно получить низкую цену внедряемого решения и высокую скорость внедрения (по сравнению с заказной разработкой), что позволяет сразу же ощутить выгоду от быстрой окупаемости инвестиций и оптимизированных бизнес-процессов. 
Почему комплексном? В первую очередь потому, что функциональный объем решения охватывает основные сценарии ведения бизнеса, выполнение всех процессов происходит автоматически и без сбоев. 
Почему эффективном? Потому что это быстрое и простое решение для предприятия-собственника вагонов последовательно охватывает всю цепочку основной производственной деятельности компании. Дополнительное преимущество заключается в том, что большинство ключевых процессов уже предварительно настроены.

Можно выделить три основные задачи собственника подвижного состава:

• оптимизация производства; 
• оперативное управление коммерческой и экономической деятельностью при работе с клиентами; 
• увеличение привлекательности для клиентов. 
Эти задачи можно эффективно решить, внедряя комплексную информационную систему собственника подвижного состава ITM (Intellex Transportation Management) производства ЗАО «ИнтэлЛекс».

Итак, рассмотрим, как три вышеуказанные задачи решаются с помощью ITM.


Оптимизировать до полной победы

Оптимизация производственного процесса транспортного предприятия, оперирующего парком подвижного состава, по большому счету сводится к тому, что вагон должен приносить максимально возможный доход.

По мнению руководителя департамента корпоративных проектов ЗАО «ИнтэлЛекс» Владимира Титова, добиться этого очень просто: нужно сократить непроизводительные расходы. Вагон должен подаваться под наиболее выгодный заказ по кратчайшему расстоянию, и на его ремонт должно тратиться минимальное время. «К сожалению, технология бесплатной и мгновенной телепортации вагонов в точку погрузки все еще не изобретена, поэтому приходится идти другим путём. Для начала необходимо максимально точно планировать свое производства на долгосрочных и краткосрочных горизонтах, как с точки зрения обеспечения потребностей клиентов в подвижном составе, так и с точки зрения повышения финансовых показателей работы компании. Для этого нужно как можно точнее знать, где, когда и какой вагон ваши клиенты ждут под погрузку, т.е. какова потребность в подвижном составе», — поясняет В. Титов.

Чем более точно и оперативно эта информация поступает в систему управления подвижным составом компании, тем более качественно будет происходить распределение вагонов под заявки. В ITM эта потребность вводится в форме заявки, которая представляет собой упрощённый аналог ГУ-12.

Собирая заявки на месяц вперёд и анализируя перевозки компании за предыдущий период, рассчитываем месячный план. В этот план входят следующие основные показатели:

• объёмные (вагоны, тонны); 
• потребный парк вагонов; 
• финансовые показатели (доход от гружёных рейсов, расход по порожним рейсам, вагонная составляющая для РЖД).

Для отслеживания выполнения плана применяется оперативный план работы компании, составляемый ежесуточно на основании заявок (в него входят такие же показатели, как и в месячный). Его диспетчеры компании могут выполнять в ручном режиме (при маленьком парке), но значительно эффективнее использовать автомат, построенный на современных математических методах.

На основе данных по дислокации вагонов (из ГВЦ ОАО «РЖД») и заявок на перевозку рассчитывается оптимальное распределение вагонов под существующие заказы по заданному критерию оптимизации. Им может быть минимизация порожнего пробега или максимизация прибыли, в случае, если подключен блок договоров. Далее система генерирует документы для передачи в систему ЭТРАН ОАО «РЖД» для выполнения перевозки. Всё оформление документов происходит по полностью безбумажной технологии с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП) и из офиса компании-собственника, что позволяет избежать необходимости заключения договоров или написания инструкции грузополучателям, а также исключить непроизводительные работы диспетчерского аппарата компании-собственника по ручному оформлению документов на порожние рейсы и на отправление в ремонт.

Весь процесс контролируется диспетчерским аппаратом компании, для которого в системе предусмотрены средства:

• задания приоритетов выполнения заявок; 
• анализа работы программы распределения вагонов под заявки; 
• просмотра текущей дислокации вагонов; 
• просмотра истории дислокации вагонов; 
• просмотра накладных; 
• ручного оформления накладных на передислокацию порожних вагонов.

В ITM предусмотрены средства для анализа работы парка по оперативному и месячным планам с возможностью анализа по множеству параметров: клиенту, станции, грузу, роду подвижного состава и т.д. Анализ происходит в режиме реального времени.

Также для облегчения работы служб, контролирующих техническое состояние парка вагонов, предусмотрены функции:

• ведения реестра вагонов; 
• планирования ремонтов; 
• ручного и автоматического направления вагона в ремонт на основании плана.


Управлять надо оперативно

Оперативно управлять коммерческой и экономической деятельностью — это значит всегда держать руку на пульсе денежной артерии компании и в любой момент знать, сколько у вас всего средств, кто и сколько должен вам и кому должны вы, насколько оперативно производится расчёт с клиентом, какую прибыль приносит вам конкретный вагон, и какой доход вы получаете от конкретного клиента.

Для этого необходимо знание:

• условий работы с тем или иным клиентом; 
• стоимость оказанных услуг конкретному клиенту; 
• кто и сколько заплатил за услуги; 
• каково текущее сальдо клиента и допустимый размер его дебиторской задолженности; 
• можно ли данному клиенту оказывать услуги, и в каком объеме; 
• какова экономическая эффективность у договоров и вагонного парка.

Для реализации таких функций в системе предусмотрены:

• ввод реквизитов договоров (предоставление вагонов в пользование, экспедирование, аренда своих и чужих вагонов); 
• правила расчёта стоимости услуг по договорам; 
• расчёты по договору с формированием отчётных форм; 
• обмен данными с бухгалтерией (синхронизация данных о клиентах, подрядчиках и договорах, передача расчетов, заготовок актов (дебет), получение информации об оплате перевозок (кредит)); 
• ведение управленческого сальдо по договору; 
• расчёт экономической эффективности договора (доходы от оказанных услуг, производственные и непроизводственные расходы при выполнении договора); 
• расчёт экономической эффективности работы конкретного вагона (доход от перевозок, расходы на содержание); 
• ведение клиентской базы (CRM).


Взлет качества по вертикали

До сих пор мы говорили о выгоде для компании-собственника, а что же предусмотрено для их клиентов? Для того чтобы повысить привлекательность собственника парка в глазах его клиентов, в ITM включен инструмент для развертывания портала взаимодействия с ними.

Фактически портал предоставляет функцию личных кабинетов клиентов (если проводить аналогию с сотовыми операторами). В нём реализована система разделения прав доступа к информации. Необходимый уровень конфиденциальности при работе в публичной сети Internet обеспечивается защищённым протоколом HTTPS.

С помощью портала взаимодействия с клиентами вы сможете предоставить клиенту удаленный доступ к сервисам:

• информирования о заключенных договорах, их исполнении и состоянии взаиморасчетов (дебет, кредит, сальдо); 
• согласование тарифицированных расчетов по договорам; 
• информирование клиентов о состоянии перевозки и подаче вагонов; 
• подачи заявок на перевозки на согласование; 
• информирования о статусе исполнения договора при помощи электронной почты и sms-сообщений.

Портал реализован с использованием технологии Java Enterprise Edition (Java EE), что обеспечивает его перенос практически на любую серверную платформу, поддерживающую этот открытый стандарт.


Прогнозы экономической эффективности

Предвкушая вопросы, ответим на три наиболее часто задаваемых.

Сколько же стоит ITM? 
У нас гибкий подход к заказчику, и, кроме того, стоимость системы зависит от количества вагонов. Мы готовы рассчитать приблизительную стоимость в зависимости от объема парка, который отдается под управление ITM.

За какое время окупится внедрение системы ITM? 
В нестабильном положении экономики мало кто рискует, делая долгосрочные инвестиции. Поэтому мы сделали так, чтобы ITM окупалась за 2-3 месяца при среднем парке в 8 тыс. вагонов.

Сколько времени займёт внедрение ITM? 
В среднем внедрение занимает от 2 до 4 месяцев, при этом первые результаты по функциональности, в частности, работающий блок договоров можно получить приблизительно через 1,5-2 месяца.