107996, Москва, Орликов пер., д. 5
Тел.: +7 (499) 929-83-71
Факс: +7 (499) 929-00-25

Новости:

10 мая 2017 г.

РЖД предлагают создать электронную биржу вагонов для транзитных перевозок

«Наши наработки по электронной площадке можно использовать для транзитных перевозок», — заявил ТАСС первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин.
24 апреля 2017 г.

Владимир Титов и Николай Бузурнюк посетили выставку «ТрансРоссия»

Николай Бузурнюк рассказал о новом проекте компании — Электронной транспортной площадке «Грузовые перевозки». Представители «ИНТЭЛЛЕКС» обменялись опытом с коллегами.
19 апреля 2017 г.

Охрану поддержали цифрой

Новинка «ИНТЭЛЛЕКС» — АСУ ОГСД, представляет собой компьютерную программу, позволяющую объединить разные базы данных. А именно корпоративную информацию предприятия – бухгалтерскую, финансовую, а также данные о сопровождении грузов на железнодорожном транспорте.
Главная » Пресс-центр » Публикации

IT на службе пассажира

7 декабря 2009 г.
Журнал «РЖД-Партнер», 23-2009
Сейчас в активе компании «ИнтэлЛекс» есть разработки, связанные и с грузовыми, и с пассажирскими перевозками. Причем если первые касаются преимущественно взаимоотношений РЖД с крупным и средним бизнесом, то пассажирские — гораздо в большей степени формируют имидж железной дороги на массовом рынке. О последних ИТ-разработках в сфере пассажирских перевозок мы беседуем с генеральным директором ЗАО «ИнтэлЛекс» Михаилом Корнауховым.


Электронная регистрация для «Сапсана»

- Михаил Александрович, расскажите, пожалуйста, каковы итоги работы относительно недавно запущенной электронной площадки «Пассажирские перевозки», как Вы видите ее дальнейшие перспективы?

- Площадка активно развивается. Она уже два года находится в промышленной эксплуатации, и за это время произошли колоссальные изменения. Датой ее рождения мы считаем май 2007 года, когда был продан первый электронный железнодорожный билет. С тех пор объемы продаж билетов через Интернет стабильно растут. Полуторамиллионный билет был продан уже к концу апреля 2009 года. Пассажиры, несмотря на существующие шероховатости интерфейса, приняли проект и проголосовали, как говорят, рублем. С таким кредитом доверия текущий год не мог не стать годом изменений и развития. Мы добавили в проект ряд новых функций, позволяющих сделать заказ и получение билетов еще проще и удобнее: интерактивные подсказки, онлайн-информацию об имеющихся в продаже местах, линейку, которая показывает стадии оформления проездного документа и оставшиеся шаги. Дизайн площадки «Пассажирские перевозки» был приведен в соответствие с общей стилистикой веб-порталов ОАО «РЖД».

Отдельно стоит отметить услугу «электронная регистрация». Она была запущена 25 мая, для ее апробирования были выбраны несколько наиболее популярных поездов на маршрутах Москва — Санкт-Петербург, Москва — Горький и Москва — Казань. Тестирование прошло успешно, и с 1 декабря ОАО «РЖД» решило пополнить список поездов дальнего следования, при посадке в которые возможна электронная регистрация. Теперь эта услуга доступна на всех поездах формирования РЖД, курсирующих по территории России, кроме поездов, следующих транзитом по участкам железных дорог государств-участников СНГ и Прибалтики. Кстати, на новый скоростной «Сапсан», который в декабре начнет «летать» по маршруту Москва — Санкт-Петербург — Москва, тоже можно сесть, зарегистрировавшись электронно.


По ту сторону компьютера

- Что стоит по другую, невидимую пассажирам сторону этого процесса? Каким образом обеспечивается управление перевозками?

- Наши специалисты разработали программный комплекс «Анализ работы пассажирского комплекса», который предназначен для поддержки принятия решений по управлению пассажирскими перевозками. Его основу составляет единая корпоративная база данных показателей работы пассажирского транспорта ОАО «РЖД» и средств, позволяющих их анализировать.

Системы, созданные в рамках программного комплекса, предназначены для ввода и хранения данных в едином корпоративном хранилище, автоматизированного формирования типовых и нестандартных отчетно-аналитических документов на базе хранящейся информации, анализа и прогноза показателей с помощью набора специализированных операций. Также предусмотрена возможность защиты данных от несанкционированного доступа, обеспечения их целостности и сохранности, автоматизированного обновления баз данных региональных пользователей, не имеющих непосредственного доступа к основной базе данных системы.

- То есть «Анализ работы пассажирского комплекса» включает в себя элементы прогнозирования?

- Конечно. Система, с одной стороны, содержит готовый набор стандартных программ для выполнения операций: анализа динамических рядов, расчетов тенденций и прогнозирования. С другой стороны, она открыта для новых данных, так как состав показателей заранее не фиксируется и может расширяться в зависимости от решаемых задач. В ней присутствуют визуальные средства формирования запросов достаточно сложных конфигураций и инструменты для легкого создания новых отчетов и справок, не требующие знаний в области разработки программных приложений.

- Весь этот арсенал задействован при создании оптимальных маршрутов пассажирских поездов?

- Дело в том, что «Анализ работы пассажирского комплекса» состоит из трех частей: «Схема пассажиропотоков», «Банк показателей» и «Банк документов». «Схема пассажиропотоков» как раз специализируется на поддержке принятия решений по оптимизации движения пассажирских поездов, изменению назначений, составности и периодичности курсирования пассажирских поездов дальнего следования на основе анализа пассажиропотоков и показателей работы поездов.

Основными функциями системы являются расчет пассажиропотоков на один или несколько выделенных районов сети, создание различных вариантов агрегированного представления сети железных дорог в виде набора непересекающихся регионов, расчет пассажиропотоков между регионами на выбранном уровне агрегирования сети, их анализ вдоль выбранных маршрутов, а также прогнозирование на всех участках сети, формирование отчетности по результатам расчетов, экономический анализ показателей работы поездов дальнего следования.

Система дает аналитикам пассажирского комплекса ОАО «РЖД» максимальное количество информации за счет рационального графического интерфейса, наличия наглядных средств и инструментов для визуализации результатов анализа. Кроме того, существует возможность расширения функциональности системы за счет подключения внешних программных приложений.

«Банк показателей» позволяет хранить данные в едином корпоративном хранилище показателей, а также автоматически формировать типовые и нестандартные отчетно-аналитические документы на базе хранящейся информации. За счет наличия набора специализированных операций система позволяет осуществлять анализ и прогноз показателей. Пользователю предоставлен весь набор инструментов, необходимых для осуществления различных типов анализа.

- Каковы назначение и принцип работы системы «Банк документов»?

- Мы создали данную систему, когда у пассажирского комплекса РЖД возникла потребность в удобном и современном средстве систематизации данных. Она обеспечивает сбор оперативной и статистической отчетности, с ее помощью можно создавать формы отчетности и обмениваться ими, вести системы регламентов и расписания сбора документов, контролировать предоставляемые данные, формировать сводные отчеты.

Пилотный проект был запущен в департаменте пассажирских сообщений в январе 2008 года и за время функционирования приобрел популярность благодаря своей универсальности и простоте использования. Каждый пользователь мог создать ту форму предоставления отчетности, которая необходима именно ему, и поместить ее в общее хранилище «Банка документов». При этом куратору отчетов не требуется специальных знаний в области разработки программных приложений. Для создания отчетной формы достаточно иметь навыки работы с Microsoft Office Excel и Microsoft Office Word.

Услуги разработчиков компании «ИнтэлЛекс» могут понадобиться только для того, чтобы создать качественно новую сложную форму отчетности. В этом случае мы добавим в систему соответствующее приложение с системой логического контроля и автоматической проверки правильности заполнения документа.

Кроме того, важной особенностью «Банка документов» является автоматическая проверка введенных значений, что сводит к минимуму вероятность грубых ошибок, а также исключает неверные варианты ввода значений. Составитель отчета просто не сможет отправить форму, пока все показатели не будут введены корректно. Такой подход избавляет специалиста от необходимости часами соотносить данные из отчетов, выполненных в произвольной форме и заполненных по-разному.

Данные, которые не нужны для общей работы, хранятся в архиве «Банка документов». Если же ими пользуется большое количество сотрудников и они нужны постоянно, то специалист отправляет эти данные в «Банк показателей». Стоит отметить, что новая система стартовала со старыми базами, перенесенными из пилотной программы. Это избавило пользователей от необходимости начинать работу с нуля. Внедрение «Банка документов» дало специалистам РЖД в области развития пассажирской инфраструктуры новые возможности организации и контроля работ и эффективный инструмент управления сбором информации.


Формируем ФПК

- Планируется, что с 1 апреля 2010 года свою хозяйственную деятельность начнет Федеральная Пассажирская Компания. Насколько активно «ИнтэлЛекс» сотрудничает с дочерними компаниями ОАО «РЖД»? Есть ли какие-то продукты, разработанные специально для них?

- Мы активно сотрудничаем с дочерними компаниями ОАО «РЖД». Наша компания является разработчиком АСУ ОАО «Первая Грузовая Компания», в частности, в конце мая 2008 года в промышленную эксплуатацию в ПГК была запущена автоматизированная система «Автоматический Диспетчер вагонов», под управлением которой в настоящий момент находится более чем 20 тыс. цементовозов и крытых вагонов.

Что касается пассажирских перевозок, то в первую очередь, здесь стоит упомянуть разработку ИТ-решения, с помощью которого формировался вид будущей на тот момент Федеральной пассажирской компании. Решение под названием «Модель прогнозирования основных показателей работы пассажирского комплекса дальнего следования» было разработано для создания бизнес-модели ФПК и предназначалось для оценки результатов ее работы, перспектив получения доходов и спроса на услуги компании. Одной из типовых задач проекта, например, является такая «при каких тарифах для разных сценариев развития экономики страны и жизни населения будет достигнуто то или иное целевое значение».

Модель является комплексной, многофакторной и эконометрической, она описывает перевозки различными видами транспорта с учетом их взаимной зависимости и влияния ряда внешних и внутренних факторов. Отличие эконометрической модели от обычных регрессионных состоит в воссоздании взаимосвязей между различными моделируемыми величинами (в данном случае между видами перевозок). Настройка модели и ее тестирование методом ретроспективного анализа показали, что качество воспроизведения фактических данных и качество прогноза позволяют использовать данную модель для прогнозирования основных показателей работы пассажирского комплекса дальнего следования.

В настоящий момент готовится работа по созданию «Банка показателей» и «Банка документов» для ФПК. В отличие от существующих решений для департамента пассажирских сообщений, сфера действия «Банка показателей» и «Банка документов» для ФПК — это маркетинг, анализ работы поездов.

- Как Вы считаете, повлиял ли кризис на процесс внедрения информационных технологий на транспорте? Не стали ли IT «дорогим удовольствием»? Или, напротив, они сейчас востребованы как никогда?

- Влияние кризиса на рынок IT для транспорта трудно оценить однозначно. На данный момент присутствуют две противоположные тенденции. С одной стороны, внедрение информационных технологий позволяет решить актуальную на данный момент задачу рационального использования ресурсов и производственных мощностей и, как следствие, сократить капиталовложения при сохранении объемов перевозок. Также помимо минимизации издержек, внедрение программ, оптимизирующих перевозки, позволяет собственнику получить реальную картину использования мощностей. При помощи оптимизации рабочего процесса руководитель предприятия может с помощью появившегося излишка мощностей даже увеличить объемы перевозок при тех же затратах, что и раньше.

Конечно, у экономического спада есть и негативные последствия. Сокращение финансирования тормозит новые разработки и тем самым наносит удар по фирмам, делавшим ставку на внедрение нового продукта в ущерб поддержке уже существующих систем. Сейчас хорошо себя чувствуют компании, работавшие в обоих направлениях.

По большому счету для создания новых, даже самых актуальных на данный момент ИТ-услуг на предприятии необходимо наличие уже существующего базового ИТ-решения в области логистики. Такая база позволит создать новые услуги, делающие предприятие конкурентоспособным при минимальных затратах.

Специалисты ИНТЭЛЛЕКС показали, как работать в АСУ ОГСД
Дмитрий Порешин и Владимир Титов провели мастер-класс для сотрудников ФГП ВО ЖДТ России.
Календарь ИНТЭЛЛЕКС стал одним из лучших
Календарь «Однажды в сказке» получил диплом III степени в номинации «Фотообразы».
Михаил Корнаухов прочёл лекцию студентам МИИТ
Глава компании «ИНТЭЛЛЕКС» рассказал о системе ЭТРАН.
Конкурс «Лучший агент ЦФТО – 2016»
Генеральный директор компании «ИНТЭЛЛЕКС» вручил памятные призы 16 агентам ЦФТО ОАО «РЖД».
Всероссийский конкурс «Корпоративный календарь — 2015»
Корпоративный календарь «ИнтэлЛекс» 2015 стал вторым в номинации «Общественное признание» и получил диплом третьей степени как «Креативный календарь».