107140, Москва, ул. Верхняя Красносельская, д.3, стр.5
Тел.: +7 (499) 929-83-71
Факс: +7 (499) 929-00-25
Главная » Пресс-центр » Публикации

Парк — единый, ответственность — персональная

21 октября 2009 г.
Журнал «РЖД-Партнер», 19-2009
В рамках дискуссии на тему: "Каким образом выстроится новая технология управления вагонными парками и какие принципы будут приняты за основу взаимоотношений владельца инфраструктуры с собственниками подвижного состава" свое мнение высказали заместитель директора департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса РФ Андрей Тонких, заместитель руководителя Федерального агенства железнодорожного транспорта Владимир Чепец, вице-президент Ассоциации собственников подвижного состава Ирина Чиганашкина. К вашему вниманию комментарий генерального директора компании "ИнтэлЛекс" Михаила Корнаухова.

Если весь парк вагонов станет приватным, собственники и владельцы инфраструктуры столкнутся с рядом проблем, связанных с принципиальными отличиями между общим и частным парками. В первую очередь они разные с точки зрения длины порожнего пробега. Инвентарный вагон после разгрузки следующую погрузку получает максимально близко к месту выгрузки и едет обратно груженым. Для приватного вагона ситуация иная: в лучшем случае на 1 км груженого пробега приходится 1 км порожнего. Если весь парк станет приватным, резко возрастет нагрузка на инфраструктуру и остро встанет вопрос о её рациональном использовании. Инфраструктурные проблемы зачастую связаны с образованием так называемых узких мест. Перегрузка одного такого участка влечет за собой образование очереди и, как следствие, лавину простоев.

К решению вопроса эффективного использования инфраструктуры существует несколько подходов: с одной стороны, решить его можно административно — посредством заключения особых договоров между собственниками вагонного парка и инфраструктуры, с другой — уменьшить инфраструктурную нагрузку при помощи программного обеспечения. В качестве административного решения возможен ввод системы договоров на отстой вагонов, в которой простой будет учитываться и оплачиваться собственником по нарастающей шкале. Собственники парка вагонов и владельцы инфраструктуры будут понимать, на какие участки приходится наибольшая нагрузка и, исходя из этого, искать выгодные варианты перевозок.

В качестве ИТ-решения одним из возможных выходов станет модель инфраструктурных ограничений, которая подробно описывает пропускную способность всех элементов инфраструктуры и позволяет определить возможные узкие места на этапе приема и согласования перевозчиком заявок на транспортировку грузов. Обладая информацией о местах потенциального скопления вагонов, мы имеем возможность реорганизовать поток перевозок путем корректировки заявок. Однако само по себе построение инфраструктурной модели вне непосредственного процесса управления перевозками на уровне каждого вагона — это всего лишь решение проблемы управления загрузкой, но не эффективного управления парком.

Второе принципиальное отличие инвентарного и приватного вагона — это территория использования. Инвентарный парк работает по всей стране, приватный вагон перемещается только в полигоне работы своего владельца. В случае перехода всех вагонов в категорию приватных Россия окажется поделенной на такие полигоны в хаотическом порядке.

Наиболее перспективный подход — объединение приватных парков в так называемый пул. Вагон в таком пуле становится эффективнее, поскольку приобретает актуальность в рамках территории большей площади. Выгода для собственников в этой ситуации очевидна — порожний пробег сокращается, доходы от груженых рейсов увеличиваются. Для обеспечения функционирования такой системы нужен инструмент автоматического управления парком. Решение такого уровня — Автоматизированная система динамического распределения порожних вагонов (АС ДРПВ) — уже используется в ОАО «РЖД» с 2007 года, аналогичные подходы применяются в ОАО «ПГК». АС ДРПВ получает информацию из двух источников: данные о дислокации вагонного парка приходят из информационных систем ГВЦ ОАО «РЖД», а об оформленных перевозках и согласованных заявках — из системы ЭТРАН. Таким образом, кроме управления парком система может предоставлять основания для расчетов между клиентами, перевозчиками и собственникам инфраструктуры при работе общим пулом приватных вагонов.